24

Января 2018

Токаревский маяк

Дальних причалов чужие огни,
Ищут кого-то лучи маяка…
Солёные волны, солёные дни,
А в небе горит, горит, горит звезда рыбака.
(С. Гребенников, Н. Добронравов)

Путь к родному дому для моряка всегда начинается с одному ему ведомых примет. То небо по-другому светится поутру. А вот, ветер стал другим, не таким колючим. Дорогу укажут створные знаки, ориентиры в пути. И конечно у каждого морехода есть старые знакомые – маяки. Прощаясь с ними уходят они в далекий рейс и, как доброго друга привечают их на пути с внешнего рейда.

Так и новый год мы решили встретить с одним из самых известных маяков России – с Токаревским. На самом деле маяков тут много, некоторых уже нет, как первого – Ларионовского, стоявшего напротив, на тогда еще не острове Св. Елены. Да и сам Токаревский менялся за годы своего существования. От деревянного знака к каменной башенке, известной каждому жителю Приморья. Почему Именно в январе 18 мы решили начать год с этого символа? Допустим, с того что много лет с момента основания и переделок маяк, собственно говоря, не функционировал, что четко прослеживается по отчетам маячной службы. По просмотренным нами описям документов (Дирекция маяков и лоций восточного океана. РГАВМФ фонд №777) с 1860 годов упоминаются разные маяки, Ларионовский, Петропавловский, другие. Есть упоминания о створных знаках, Голдобинском и Поспеловском («Поспиловском» в оригинальной орфографии в 1894 году). А уж сколько было переписки по Суйфунскому маяку, по исправлению старых бакенов… И Крильонский упомянут и «Карсаковский знак». Уже подняли вопрос о постройке «нового Скрыплевского маяка» в июне 1897 года. Появляются маяки Ли-шан-коу и Лао-ти-шан (1900). В марте-августе 1901 года идет переписка об утверждении сметы и постройке маяка на м. Гамова. Но Токаревский маяк не упоминается, ни в отчетах, ни в ведомостях на довольствие чинов маячной службы. И лишь в 1903 году начинается переписка (не постройка) между младшим инженером-строителем Владивостокского порта и Штабом Приамурского военного округа «о постройке маяков на Токаревской кошке и на мысе Чернявского». Длится она с 25 января по 8 ноября. Параллельно этому, с января по декабрь 1903 г. идет переписка с канцелярией Приамурского генерал-губернатора о расширении Владивостокского порта и «отводе земель для маяков». С мая по ноябрь 1908 г. идет переписка между Главным инженером-строителем Владивостокского порта и Главным гидрографическим управлением о постройке башни на кошке Токаревского и сторожевого дома при «Галдобинских створных огнях». В 1909 году переписка по вопросу «ассигнования средств для постройки башни на кошке Токаревского» продолжается. Постройка башни идет в 1910-11 годах и лишь в 1912 году Командир Владивостокского порта согласовывает с Главным гидрографическим управлением «установку оптических приборов на кошке Токаревского, мысе Брюса и др.». естественно ни о каком функционировании маяка до этого срока речи не идет. Ситуация усугубляется аварией судна «Дендера Рикмерс» (бывш. «Делия», 1892 года постройки, в 1900 переименована в «Дендера», приобретена судоходной компанией Рикмерс и переименована в «Дендера Рикмерс» в 1912 году.) в составе груза которой числились ящики с «частями и принадлежностями аппаратов для маяка». По этому случаю была создана комиссия и Командиром Владивостокского порта груз был принят (Комиссия работала в октябре - декабре 1912 года). С 19 Февраля по 20 Декабря 1913 года не опять, снова продолжается переписка командира Владивостокского порта с Главным гидрографическим управлением «о переноске Ларионовского маяка и постройке маяка на кошке Токаревского». И, согласно имеющимся у нас сведениям, начиная с 3 января 1914 года, стали поступать рапорты смотрителя Токаревского маяка. О чем и была сделана соответствующая запись за номером 287/202. Таким образом, полноценно Токаревский маяк начал функционировать с января 1914 года.

Источник: Российский государственный архив ВМФ, фонд 777, опись 1-2.

23.01.2018

Специально для «Край земли»,
Член Морской секции Общества изучения Амурского края, Владимир Павловский.

6

Декабря 2017

110 ЛЕТ ЗДАНИЮ ПЕРВОЙ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ

Страшен пожар в деревянном городе. Охватывает целые кварталы, безнаказанно распространяется и уничтожает все, пока на его пути не встанет человеческое мужество, взаимопомощь, готовность. Одним из основателей регулярной пожарной дружины во Владивостоке был Федор Федорович Постников, городской архитектор, прибывший к нам в 1906 году. Именно по его проекту было построено и, в декабре 1907 года, освящено здание первой Владивостокской пожарной команды. Федор Федорович был не просто сторонним наблюдателем, он лично принимал участие в тушении пожаров, что и привело к преждевременной кончине талантливого архитектора, достойного горожанина и настоящего огнеборца Постникова. А 6 декабря, 1907 года, 110 лет назад, было празднично. Сверкали каски, улыбались люди, гордо и молодцевато глядели чины Первой Владивостокской городской пожарной команды.
Так получилось, что мы не сразу разобрались, когда было построено второе здание, составляющее архитектурно-исторический комплекс зданий Пожарного депо, Уборевича: 9 и 9а. Но в последнем переиздании Краткого исторического очерка Владивостока Н.П. Матвеева, издательства «Рубеж», есть фотография, датированная 1908 годом, на которой видно строящееся угловое здание во дворе. Поэтому и панорам у нас – две.

14

Ноября 2017

14 Ноября 1860 г. подписание Пекинского договора

Подвиги героев на поле брани известны, их часто приводятся в пример молодому поколению. Трудовые подвиги всегда были частью государственной идеологической политики и пищей для анекдотов и баек. Подвиги дипломатов редко обретают известность, это особый мир, скрытый от посторонних.

Героя зовут Николай Павлович Игнатьев, граф, посланник Российской империи в Пекине с 1859 по 1861 год. Что он сделал? Спас Пекин от оккупации европейскими державами и, в благодарность за это, закрепил за Россией право на Приморскую область. Как гласит статья Пекинского договора, подписанного 14 ноября 1860 года: «С сих пор восточная граница между двумя государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней реки с рекой Усури. Земли, лежащие по левому берегу (на север) реки Амура, принадлежат российскому государству, а земли, лежащие на правом берегу (на юг), до устья реки Усури, принадлежат китайскому государству. Далее от устья реки Усури до озера Хинкай граничная линия идет по рекам Усури и Сун'гача. Земли, лежащие по восточному (правому) берегу сих рек, принадлежат российскому государству, а по западному (левому), – китайскому государству. Затем граничная между двумя государствами линия, от истока реки Сун'гача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на востоке, принадлежат российскому государству, а на запад – китайскому. Граничная линия упирается в реку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море». Как он это сделал? Не будем перебивать хлеб у писателей и, надеемся, сценаристов и режиссеров…

В 1867 году, в ознаменование этого события и деяний графа Игнатьева, одна из первых улиц Владивостока получила название Пекинской. Нам она известна (с 1964 года) как улица Адмирала Фокина, с 90-х «Торговка», с 2004 и далее - «Арбат». Но все же, она – Пекинская.

25

Октября 2017

25 октября 1922 г. завершилась Гражданская война

25 октября 1922 года, после сложных переговоров с командованием японских интервентов, в 16 часов дня, парадным маршем вошли в город части Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) под командованием Иеронима Петровича Уборевича. Головным отрядом шли бойцы 1-й Забайкальской стрелковой дивизии и курсанты школы младшего комсостава 2-й Приамурской стрелковой дивизии. В то же время, последние пароходы с уходившими в эмиграцию, не принявшими "новую власть" россиянами покидали эту землю. Ставшая для кого-то началом скитаний дата, одновременна стала точкой отсчета для Приморского края, которому предстояли активная индустриализация, стройки пятилеток, напряженный труд и ратные подвиги, экономические взлеты и падения. Мы верим в большое будущее нашего Края, но будущего не бывает без памяти о прошлом. Поэтому, Площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке - такое же "место силы" Владивостока, как и мосты через Золотой рог и Босфор Восточный. И останутся как сказка, как манящие огни, штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни...